Блоги → Перегляд

И вновь продолжается… раскол

Понеділок, 12:44, 27.07.20
У цій статті згадуються

События последнего года, особенно последних нескольких месяцев, отодвинули на задний план церковные дела, творящиеся в Украине. А между тем там произошло много интересного.

Итак, 6 января 2019 г. в церкви святого Георгия, находящейся на территории резиденции Вселенского патриархата в Константинополе во время праздничной литургии с участием патриарха Варфоломея произошло «знаменательное событие» вселенского масштаба: предстоятелю Православной церкви Украины (далее – ПЦУ) Епифанию был вручен томос об автокефалии украинской церкви.

Томос является патриаршей грамотой о предоставлении независимости (автокефалии) православной церкви и признании ее равной среди поместных православных церквей мира. Данный документ выдается один раз и является основой существования церкви, которой был дарован.

Напомню, что ПЦУ была спешным порядком слеплена из неканонических Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

«Неканоническая церковь» – это церковь, которая находится вне евхаристического общения с единой Православной церковью, вне юрисдикции поместных церквей. Попросту говоря, такая церковь не признается другими православными церквями.

Новоявленная церковь, как было очевидно год назад, и как это еще более очевидно сегодня – это чисто политический проект. Главная его цель – ослабить позиции России в Украине, прежде всего – противостоя Украинской православной церкви (неправильно называемой УПЦ Московского патриархата). То есть, никакого отношения к вере он, этот проект, не имеет.

Следует также напомнить, что задолго до появления ПЦУ точно таким же чисто политическим проектом была и УПЦ КП митрополита Филарета (созданная в 1992 г.). Причем создавалась УПЦ КП ровно с теми же самыми целями.

Главным «продвигателем» «проекта ПЦУ» был, как известно, тогдашний президент Порошенко. Томос же стал, пожалуй, основной частью – наряду, разумеется, с войной на Донбасе – его политического «наследия».

О том, что ПЦУ является политическим проектом, в частности, свидетельствует тот факт, что как только украинские власти при президенте Зеленском перестали активно поддерживать новую церковь (или «церковь»?), у нее сразу же начались проблемы.

После «выдачи» томоса предполагалось, что УПЦ КП и Автокефальная православная церковь, прекратят свое отдельное существование с тем, чтобы влиться в ПЦУ. Этого, однако, не произошло.

В мае глава Киевского патриархата Филарет заявил, что его церковь продолжит существование, а он останется ее патриархом. В июне в Свято-Владимирском соборе в Киеве прошел собор УПЦ КП. В ходе собора было принято постановление, в котором подверглась критике независимость ПЦУ.

В частности, в нем говорилось:

«Томос об автокефалии, выданный Украинской православной церкви 6 января 2019 года в Константинополе (Стамбуле), не соответствует статусу автокефальных церквей, которыми обладают все автокефальные церкви, и поэтому ставит Православную церковь Украины в зависимость от Константинопольского патриархата. Собор благодарит вселенского константинопольского патриарха Варфоломея и всех архиереев Матери-Церкви за попытку решить украинскую церковную проблему, но нас не устраивает содержание томоса об автокефалии Православной церкви Украины».

В отдельном заявлении Филарета утверждается, что Киевский патриархат станет третьей церковью на Украине (кроме ПЦУ и УПЦ МП). В отличие от последних, УПЦ КП, по словам Филарета, остается «независимой».

Так начался очередной раскол в украинском православии.

Юридическое противостояние сторон затянулось до декабря 2019 г. Оно сопровождалось взаимными обвинениями в незаконности существования.

В сентябре Окружной административный суд Киева приостановил ликвидацию УПЦ КП и запретил «совершать любые регистрационные действия, в том числе распоряжаться имуществом церкви».

Однако 11 ноября 6-й апелляционный административный суд Киева отменил приостановку ликвидации.

14 декабря (в честь годовщины объединительного собора УАПЦ и УПЦ КП), глава ПЦУ Епифаний объявил о юридическом прекращении существования Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Однако на следующий же день юридический отдел УПЦ КП опубликовал опровержение, назвав действия ПЦУ незаконными.

Что касается Филарета, то он заявляет, что будет бороться до конца за существование УПЦ КП.

Главная проблема всей этой юридической тягомотины состоит в том, что обе церкви (ПЦУ и УПЦ КП) претендуют на одни и те же храмы и приходы. В условиях постоянно сокращающейся «кормовой базы», то есть стремительного обезлюдения Украины и нищания ее населения, эта проблема становится все более острой.

Любая автокефальная православная церковь нуждается в признании ее другими автокефальными православными церквями. Без такого признания ей будет всегда недоставать легитимности. У ПЦУ с этим тоже большие проблемы.

Понятно, что с признанием со стороны Константинопольской православной церкви все в порядке – поскольку именно эта церковь даровала ПЦУ томос. За прошедший год ПЦУ также получила признание еще двух церквей – Элладской (Греческой) православной церкви и Александрийского патриархата.

Однако всего автокефальных православных церквей 14. И большинство из них не спешат признавать ПЦУ. Рискну высказать предположение, что в ближайшее время они этого и не сделают.

Итак, что же мы видим? Мы видим продолжение раскола украинского православия. Раскол этот обусловлен как украинскими политическими проблемами, так и амбициями церковных иерархов. По сути, он является симптомом деградации всех сфер жизни украинского общества.

Удастся ли этот раскол преодолеть? Вероятно, удастся, если удастся преодолеть раскол в украинском обществе, удастся обратить вспять процесс его упадка и разложения. Однако особых признаков этого, к сожалению, не наблюдается.

Коментарі

vova stasyuk 13:47
0
РПЦ московського патріархату - шарашкіна контора! Ще в 1920 році РПЦ покинула з Білогвардійцями Росію, і осіла в Сремських Карловцях (Сербія), а після Другої Світової, РПЦ емігрувала у Джорданвіль (США). І там вона діє, як "РПЦ заграницей", яка до нині не визнає, тієї КГБ-шної церкви у Москві. Останній патріарх в Росії помер в 1925 році, і це був Тихон. Йому допомогли більшовикі, щоб швидше отримав путівку в "Царство Небесне". Після смерті Тихона, ПАТРІАРХАТ БУВ ЛІКВІДОВАНИЙ!!! А "Союз воинствующих безбожников", за наказом Сталіна, знищував всіх священників і будь-яку релігію. Завданням Компартії, було знищення релігії в СРСР, в тому числі РПЦ! Всі ті священники, яких до 1937 року не перестріляли, стали "катакомбними", бо переховувалися. То про яку РПЦ взагалі можна говорити? Про ту, яку створив Сталін в 1943 році, під час війни? Бо люди більше вірили в Бога, аніж в комуністичні ідеали! АЛЕ ВСІ СВЯЩЕННИКИ В РАДЯНСЬКІЙ НОВОСТВОРЕННІЙ РПЦ, ПРОХОДИЛИ ПЕРЕВІРКУ У КГБ, І МАЛИ З НИМИ ПОСТІЙНО СПІВПРАЦЮВАТИ! ТОМУ ТЕПЕРІШНЯ РПЦ В МОСКВІ, ЦЕ ПРОЕКТ КГБ, І КИРИЛО, КОЛИШНІЙ КГБ-ШНИК! А СПРАВЖНЯ РПЦ, НИНІ В США, А НЕ В МОСКВІ!!! ВИВЧІТЬ ІСТОРІЮ!!! І по-друге, Україна, як окрема держава, має право на власну церкву, а якщо, щось комусь не подобається, то до КГБ-шної РПЦ в Сибір, Тайгу, Магадан, Камчатку. І там, хай китайцям розказують про "русскую веру". І КИЇВ Є ПРАВОНАСТУПНИКОМ КОНСТАНТИНОПОЛЯ, А НЕ МОСКВА! ІСТОРІЮ ТРЕБА ВЧИТИ! Он кавказцям, татарам, якутам, мордовцям, угро-фінам, китайцям, краще русские втирають про РПЦ, як не як одна держава та "великий братский народ", але вони русских пошлють на.уй!
vova stasyuk 13:50
0
Тому ще треба довести легітимність КГБ-ШНОЇ РПЦ МОСКОВСЬКОГО ПАТРІАРХАТУ!
Politiko – перша українська політична соціальна мережа, яка об'єднує політиків, експертів, журналістів, лідерів партій та виборців України в рамках одного співтовариства.