ВС Украина: А что Вы думаете об альтернативных источниках, о сланцевом газе, например?
120410153120_heating_gas_ukraine_304x171_unian.jpg"А так, когда среди лютой зимы дымится земля над трубами ... наши теплоэлектроцентрали, там же коэффициент полезного действия - 20%, хотя во всем мире - это 80-90%. То есть, мы тратим на центральное отопление в 5 раз больше, чем в остальном мире. С такими расходами никогда никакого газа не хватит"
Роман Яремийчук
Роман Яремийчук: Давайте разделим на два вопроса: сланцевый газ и метан Донбасса. Сланцевый газ, как по мне, еще недостаточно изучен. Говорят о структурах Одесского месторождения, это Западное Подолье. Кто-то говорит, что ресурсов достаточно, кто-то говорит, что мало. Есть замечания и по экологии, поскольку для гидро-разрывов нужно большое количество воды. Наверное, лучшим в этом случае было бы проверить это "явочным" способом - пробурить 5-10 скважин, сделать один мощный гидро-разрыв - и посмотреть. Но результат точно предсказать нельзя. А вот что касается метана Донбасса, то просто сердце болит из-за того, что он не используется. В США за последние 50-60 лет на шахтах нет ни одного смертельного случая из-за взрыва метана в угольных шахтах, хотя у них тоже было много аварий. Потому что сначала происходит дегазация, выкачивается метан, и только после этого идет разработка угля. У нас это все также заболтали, хотя там совершенно реально было бы добывать от 5 до 8 миллиардов кубометров газа в год, кроме того, что спасти много жизней горняков.
ВВС Украина: А что касается сжиженного газа - сейчас в Одессе собираются строить терминал для его выгрузки?
Альтернатива есть!
Роман Яремийчук: Я большой сторонник и сжиженного и сжатого газа. Но надо учитывать, что перевозка сжиженного газа танкерами через Босфор-Дарданеллы - это пустая затея, поскольку Турция никогда не позволит такого риска.
ВВС Украина: То, единственный вариант - это с черноморского побережья или Турции, или Грузии?
"В США за последние 50-60 лет на шахтах нет ни одного смертельного случая из-за взрыва метана в угольных шахтах, хотя у них тоже было много аварий. Потому что сначала происходит дегазация, выкачивается метан, и только после этого идет разработка угля. У нас это все также заболтали, хотя там совершенно реально было бы добывать от 5 до 8 миллиардов кубометров газа в год, кроме того, что спасти много жизней горняков"
Роман Яремийчук
Роман Яремийчук: Да, этот вариант вполне реален. И вам даже скажу, что и терминал не надо было бы строить. Дело в том, что на берегу Черного моря, на Тарханкуте, есть такое Глебовское подземное хранилище газа. Для того чтобы туда закачивать газ, достаточно подплыть танкеру на расстояние 30-40 метров, где есть достаточная глубина, и перекачать этот сжиженный газ в обычный, перекачать через теплообменник. 10 лет назад мы с профессором Виктором Зайцевым, который живет в Николаеве, написали ряд статей, в которых говорили о возможности использования этого подземного хранилища как "транзитария", где бы разгружались газовозы с побережья Грузии, а газ затем подавался бы в общую систему. Однако эту нашу идею никто не услышал. Может, надо и в Одессе строить терминал, может, там у специалистов есть свои соображения, но хотя бы рассмотреть идею использования уже существующего газохранилища тоже стоило бы. Но вообще в этом есть перспектива. Поляки построили в Гданьске целый газопорт, рассчитанный на то, чтобы принимать 7 миллиардов кубометров газа. Покупают в Алжире. Но у них нет газовых хранилищ. И они их вынуждены строить. А в Украине уже такая возможность есть, и воспользоваться ею можно было бы довольно быстро.
ВВС Украина: По поводу подземных хранилищ, которые, как показали события этой зимы, являются едва ли не большим сокровищеем, чем сами газопроводы, когда в России не хватило мощностей, чтобы удовлетворить спрос в европейских странах во время пиковых нагрузок, то правда ли, что большинство из них, особенно на Западе, находится именно там, где есть эти истощенные, отработанные месторождения?
Роман Яремийчук: Да, это правда, это те ...